Изготовление тестового самолета по новой технологии.
А также история развития зальных моделей класса F3P.
Немного расскажу о нашем «пути воина» в смысле постепенного развития конструкций зальных самолетов в нашем кружке.
несколько лет назад удалось договориться по поводу тренировок со школьным спортзалом. Тогда еще не было рамок, суровых охранников и пропусков в школьные пенаты. Ключ от зала у нас был, расписания тренировок волейболистов и баскетболистов мы знали и выкраивали время полетать. Достаточно было договориться с уборщицей ( самым главным человеком в школе) и ночным сторожем. Тогда наши полетушки заканчивались заполночь. Такая вот счастливая жизнь у нас раньше была.
Щас всплакну.
И так начинали и с конструкций из потолочной плитки фирмы МАСТЕР, толщиной в 3 мм. Двигатели весом в 19 гр. и аккумуляторами в 500 мАч 3S напряжением в 12В. Сервоприводы по 9 гр. Чертежи брали из интернета. Самолетик получался весом в 190 гр примерно.После тренировок с такими моделями пришли к выводу — тяжелые. Спортзал маленький, самолет летит быстро, не успеваем выкрутить хотя бы несколько фигур. О нисходящих вариантах и говорить не стоит, пол . Нужно снижать скорость полета, следовательно, вес модели. Следующим этапом развития конструкции были фрезерованные модели. Изготовили фрезер по пенопласту и приступили. С каждой конструкции снимали по 10 гр. веса примерно. Поменяли и оборудование. Моторчики закупили весом в 17 гр., на напряжение в 7.4В. Сервоприводы нашли маленькие весом в 4 гр., и перешли маленькие аккумуляторы 180мач. Напряжением в 7.4В. Элементы усиления выполняли из угольных прутков диаметром в 1 мм. Отыграли значительно на весе оборудования. Модели значительно полегчали, удавалось уложиться в 90-110 гр. полетного веса. Понятно что такой вес летел значительно медленнее. Тренировки давали неплохие результаты.
Небольшое видео полета.




Появилась возможность отрабатывать и вертикальные маневры.
Мастерство пилотирования возросло, конечно, но преследовали повреждения. Пенопласт да еще облегченный до предела ломался при незначительном соприкосновении с полом, стенами и потолком. Если конечно летать плавными кругами самолет не повреждался, но мы же отрабатывали пилотаж однако, тренировались интенсивно. Оказывается не просто походить фигуры на малой скорости, четко и красиво. Пришлось добавлять элементы усиления из карбоновых плашек размером 0.5х3 мм расщепленных пополам по плоскости. Вес моделей опять подошел к 70-80 гр. На грани. Но особой прочности не прибавило.
Конструкторская мысль уперлась в карбоновый вариант каркаса самолетика и обтяжкой пленкой на клею. Для более четкого представления о технологии карбоновой «рамы» решили изготовить пилотный вариант. Основу фюзеляжа выполнила квадратная трубка сечением 3х3 мм. Силовой лонжерон крыла изготовлен из карбоновых трубочек от рыболовных хлыстиков диаметром в комле в 3 мм. Остальной каркас набрали из плашек размером 0.5х3 мм разрезанных вдоль сечения. Обтянули самой легкой пленкой для кордовых бойцовок на клею «МОМЕНТ супер кристалл». Конструкцию собирали на циакриновом клее, проматывая соединения арамидной нитью. Перетяжелили конструкцион, получилось в 110 гр. при размерах 100х90 см. Пробные полеты прошли успешно, не смотря на вес самолет, летел достаточно медленно, а прочность вышла замечательная.
прошу пардону за звук, винт отломан. Другого не было, а лететь очень хотелось.
Он много летал, на нем тренировались юные пилоты.
Зарабатывал нам деньги на рекламных полетах (тогда еще можно было летать в городских парках и площадях).
По прошествии почти шести лет интенсивных полетов, аппарат до сих пор жив. Нуждается правда в небольшом ремонте и перетяжки пленки.


Карбоновые прутики на окантовку каркаса 0.7мм, на внутренние усиления 0.5мм, на стойки шасси 1мм, силовая балка фюзеляжа, трубка хлыстик от удочки в 2.5мм диаметром. Легкие сервоприводы для вертолетиков весом в 2.5гр, мотор с тягой в 250 гр и весом в 16 гр. на напряжение в 7.4В. Сверхлегкая пленка.



Тестовый прогон оборудования.
Все изгибы прутиков выполнял при помощи нагретого паяльника, собирал конструкцию на стапеле клеем циакрин. Все соединения и растяжки из арамидной нити. Получилась замечательная конструкция, самолетик сам летел. Бочки проворачивал практически без снижения.
Первый полет.
Неоднократно выступал с ним на соревнованиях. правда, на подиум не попал, все толкался. Самолетик летит лучше, чем я пилотирую.

На форумах наткнулись на сообщение НОВОЙ ТЕХНЛОГИИ изготовления карбоновых прутков для зальных самолетов сверх — легкого класса. Поскольку в перспективе новые соревнования по зальникам. Принято решение изготовить тестовый экземпляр. По просьбе Виктора нам выслали файлы чертежей, которые и были распечатаны.






Новая технология заключается в следующем.
Нужное количество ниток ровинга пропитывается смолой, вставляется в термоусадочную трубку. Она обжимается термофеном, сдавливая ровинг и выдавливая лишнюю эпоксидную смолу. Поскольку трубка под воздействием температуры усаживается в два раза. Из одного миллиметра, мы получаем после отвержения смолы прутик диаметром в 0.5 мм. Причем пока смола не встала, мы можем изгибать трубку под нужный нам профиль укладывая во фрезерованные пазы стапеля. После отвержения смолы термоусадка аккуратно срезается и каркас готов. Причем каркас получается единым, без склеек и соединений.
Кажется просто, но есть нюансы, как говорится. Виктор как основной двигатель проекта намаялся с всякими тонкостями достаточно.
Опишу некоторые тонкости изготовления единого каркаса.
Сначала отделяю нужное количество нитей.















Пленка раскатывается на ровной поверхности, на каркас наношу клей и укладываю его на пленку. Края обрезаю и немного заворачиваю на прутики.





























































